Как у всех, для
нас рано или поздно наступала очередная пора экзаменов. Мы с
сокурсниками собирались перед аудиторией и ждали своего «часа икс». Чем я
отличался от других? Я всегда знал, сколько я стою. Это знание
придавало спокойствие и уверенность в своих силах и даже если
предполагалась оценка на «халяву», все понимали: за ней стоит
кропотливая работа. А экзамен – лишь ее итог. Оценка не заставляла себя
ждать, оставалось лишь отдать друзьям тщательно приготовленные, но так и
не использованные шпаргалки. Надобности в них никогда не было, но сам
процесс подготовки «шпор» помогал структурировать имеющиеся знания,
увидеть недочеты и пробелы, отделить наиболее важное от всякого рода
плевел.
Экзаменатор
никогда не был для меня человеком, только и мечтающим «завалить»
студента. Практически всегда мы встречали друг друга улыбкой
настраивающей на добродушный, но серьезный и деловой разговор. Да и сам
экзамен я воспринимал не «кто кого пересидит», а как взаимоотношение
двух партнеров, один из которых преподаватель, а другой или будущий, или
уже сложившийся, студент. И поскольку это - общение двух людей, то и
подчинялось оно всем известным правилам. Найти их можно в любом учебнике
по психологии общения. Для себя я выбрал следующие.
Лучший вариант –
когда знакомство студента с экзаменатором происходит не во время выбора
экзаменационного билета, а задолго до этого увлекательнейшего процесса.
Посещайте лекции, наблюдайте, задавайте больше вопросов. Налаживайте
эмоциональный контакт. Попросите преподавателя дать вам на время
что-нибудь, например книгу, диск с записями. Когда один человек делает
что-то для другого, это создает у него положительный настрой к тому
человеку, для кого он это делает. Решайте вместе задачи. Не только
математические, но и выходящие за рамки обучения. Например… Возможно он
вам поможет с общежитием?.. Найдите точки соприкосновения. Станьте,
наконец, друзьями. Надеюсь, вы учитесь не ради арабских цифирок на
гербовой бумаге. А лучшие знания и навыки приходят во время совместной
работы с лучшими мастерами своего дела.
Если же контакт
наладить не удается, маловероятно, что дело только в преподавателе.
Скорее всего, виновато ваше неумение и незнание основ человеческой
коммуникации. Так что учитесь искусству общения задолго до своего
первого экзамена. Умение это пригодится как во время учебы, так и в
жизни – в общении с противоположным полом, например.
Умение номер два
для успешного учебного процесса – навык работы с большим объемом
информации, зачастую разноплановой, разнозначной, не имеющей видимых
логических и причинно-следственных связей. Первый шаг – уметь слушать и
слышать, т. е. определять значимые слова, несущие информационную
нагрузку. Уметь использовать метод активного слушания - после
логического ударения, когда что-то непонятно, переспросить: «Правильно
ли я вас понимаю?» - и своими словами пересказать монолог рассказчика.
Если вы имеете в виду одно и то же, значит, информация была услышана.
Шаг номер два –
работа с закодированной визуальной информацией – текстами, таблицами,
графиками, картами. Любой придет в тихий ужас от количества литературы,
которую необходимо изучить за время обучения. Здесь пригодится навык
скорочтения. Жаль, что у меня он развит как у большинства – немного выше
среднего. А хорошо бы соответствующий курс ввести в школьную программу.
Ведь по старинке, перелистывая книгу, теряешь часть информации. Дальше,
важно воспринимать, запоминать, осмысливать прочитанное. Для этого
необходима тренированная память, умение анализировать и находить
причинно-следственные связи, знание законов логики. Вот и получается,
что прежде чем учиться чему-либо, надо научиться учиться, уж извините за
тавтологию. А учиться, как известно, никогда не поздно.
Вывод один – к
экзамену надо готовиться задолго до того как вы решили причислить себя к
славной когорте студентов. А поскольку их не удастся избежать в любом
случае, поступайте как герои известного анекдота – расслабьтесь и
получайте удовольствие. Вы все знаете, все умеете, у вас обязательно все
получится!
Михаил Ломако.
© Президентская школа |