План сочинения ЕГЭ по русскому языку - части C
1. Вступление.
Во вступлении должен прозвучать К1 –
формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой
цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного
текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет
(рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной
частью.
2.
Основная часть:
а) В основной части
должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то
посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и
прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив
в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение,
подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Четко изложи
позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение –
вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в)
далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена
точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией.
Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента –
доказательства твоей правоты ( жизненный опыт, статья в газете или журнале,
художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей,
поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или
радиопередач).
3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай
вывод в 1-2 предложениях.
Формулировки проблем.
1.Роль (чего-то или
кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то
или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения
(чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или
кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения
(чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений
поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то
или о чем-либо).
8.Проблема нравственного
выбора.
9.Проблема гуманного
отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой
отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного
долга.
12.Проблема защиты и
сохранения природы.
13.Проблема сохранения и
развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и
угодливости.
15.Проблема семейных
(родственных) отношений.
16.Проблема исторической
памяти.
17.Проблема
коммерциализации культуры…
Алгоритм работы над сочинением.
1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос.
2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны. И что в итоге? (Что ждет в
будущем?) Мы будем… (=отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим?
Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил … , следить… .
3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу
автор?».
4. Далее личностная позиция. 5. Аргументы.
6. Вывод.
Шаблон 1.
1. Вступление. Определение проблемы: (ФИО автора)
ставит очень важную проблему – проблему…
Основная проблема,
поставленная (ФИО автора в Т.
падеже), связана с….
…
Что
такое … ? Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы
можно
найти в задании А29, 30)
2. Комментарий
проблемы (= краткий пересказ, цитирование). (комментарий нельзя брать из задания
В8)
3. Позиция автора
данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая). Он считает,
что…
4. Я согласен с … (
в том, что…).
- Во-первых, потому что …
- Во-вторых,…
2. Доказательства этой мысли можно
найти как в художественной литературе, так и в жизни.
3 В качестве доказательства можно
привести следующие аргументы.
4. В качестве доказательства могу
сказать следующее.
5. Доказать это
можно так.
6.Краткий вывод.
Шаблон 2.
Проблем в современном мире очень
много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не
волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная
проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя
современного общества, этот вопрос не может не волновать.
С мнением автора трудно не
согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить
обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …
В жизни эта проблема коснулась и
меня лично. …
Шаблон 3.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них -
…. .Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека,
затрагивает (автор текста) в своём тексте. . (можно найти в задании А28, 29,
30)
Комментарий проблемы
(Ф.И. автора) размышляет о…. Он считает,
что (нельзя цитировать и списывать точку зрения из А28, В8).
С мнением автора трудно не согласиться.
Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…, Действительно…) или
(Во-первых,… Во-вторых,…), (Я думаю,…Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.
(Ф.И. автора) в своём тексте поднял(а),
несомненно , важную проблему - … .Я искренне благодарен автору за то, что он
еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросом(амии).
Способы перехода к аргументам
|