Как повысить оценку за ЕГЭ: правила подачи апелляции
Больше половины участников ЕГЭ не довольны полученными результатами, но лишь единицы готовы подать жалобу и оспорить их. Обычно это либо двоечники, которым для преодоления минимального порога и получения аттестата о среднем образовании важен каждый балл, либо отличники, которые уверены в своих знаниях и борются за поступление в лучшие вузы страны.
Экзамен с нарушением
Кто-то из присутствующих на экзамене помогает одному или нескольким выпускникам? Не предоставили бланки для заполнения или черновики? Умышленно исказили данные или любым другим способом попытались препятствовать успешной сдаче ЕГЭ? Если школьник видит, что установленный порядок проведения экзамена нарушен и это помешало ему хорошо выполнить работу, то в этот же день он может подать так называемую «техническую» апелляцию.
Выпускник, заметивший нарушения, не может отказаться от ЕГЭ – нужно сдать работу и лишь потом в течение двух часов обратиться в комиссию на пункте проведения ЕГЭ с жалобой. Там выдадут два бланка, которые экзаменуемый обязан заполнить и передать председателю. Тот в свою очередь ставит отметку о том, что апелляция принята, и один из экземпляров возвращает выпускнику. Затем председатель государственной экзаменационной комиссии, общественные наблюдатели, сотрудники Рособрнадзора, прокуратуры и правоохранительных органов начинают проверку пункта проведения ЕГЭ.
Если правила проведения единого госэкзамена действительно были нарушены, это укажут в протоколе, который рассмотрит конфликтная комиссия. В каждом регионе создается своя конфликтная комиссия, которая может удовлетворить или отклонить апелляцию.
Проблемные моменты в проведении ЕГЭ у школьников, находящихся за границей, разрешает федеральная комиссия. В эту импровизированную судейскую коллегию, от решения которой зависит судьба будущих абитуриентов, входят беспристрастные работники образовательной сферы. Уже через три рабочих дня школьник узнает их вердикт – останется ли сданный экзамен в силе, или его аннулируют с возможностью пересдать в дополнительные дни, предусмотренные расписанием ЕГЭ. Если повезет, можно воспользоваться этой отсрочкой, чтобы лучше подготовиться.
Незаслуженная двойка
Случаи подачи апелляции из-за несогласия с выставленной оценкой не так часты во многом потому, что школьник не может получить на руки экзаменационную работу. Проверить, на какие вопросы даны правильные ответы, а на какие нет, можно только по памяти. Копию собственных бланков ответов школьник впервые увидит только на самом рассмотрении жалобы.
Процедура пересмотра работы – последний шанс для двоечников, которые не смогли преодолеть минимальный порог в 36 баллов по русскому языку и 27 баллов по математике.
Если оба экзамена «завалены», и повторная проверка работы это подтвердит, школьнику грозит справка об обучении в школе вместо аттестата.
На то, чтобы подать апелляцию в своей школе или в региональной конфликтной комиссии, выпускнику дается два рабочих дня после получения результатов ЕГЭ. В этом случае, как и при нарушениях порядка проведения госэкзамена, жалобу необходимо подготовить в двух экземплярах на специальных бланках. Их передают директору школы или председателю комиссии, которые ставят свою отметку о том, что жалоба принята, и один экземпляр возвращают ученику. С этим бланком он может прийти на рассмотрение апелляции.
О дате и времени рассмотрения обязаны уведомить заранее. Вместо или вместе со школьником могут прийти и его родители или законные представители. Каждый из присутствующих на рассмотрении должен иметь при себе паспорт. Однако стоит понимать, что даже если никто со стороны экзаменуемого не сможет присутствовать, экзаменационную работу все равно рассмотрят и вынесут свое решение.
Чаще всего экзаменуемые оспаривают оценки заданий из части С, где нужно проявить себя максимально полно. Кто-то считает, что привел достаточно аргументов и литературных примеров в эссе, кто-то – что у задачи есть не единственно верный способ решения, и главное, что ответ оказался правильным.
Бывает, что неверной оказывается и оценка заданий из первых двух частей, потому что ответы на них автоматическая система может отсканировать и распознать неверно. Но мало кто осознает, что его работу будут перепроверять от начала до конца. Подать апелляцию для пересмотра оценки за конкретное задание или конкретную часть контрольно-измерительных материалов нельзя. Поэтому школьник должен быть готов к тому, что комиссия может не только повысить, но и снизить оценку за работу. А потому подавать апелляцию стоит только в том случае, если выпускник наверняка уверен в своей правоте. Но при этом «наказать» и снизить балл за сам факт оспаривания оценки не имеют права.
Каждое решение обоснуют и впишут в протокол, который выпускник подпишет в конце процедуры рассмотрения. Долго томиться в ожидании результата не придется – комиссия даст свой ответ в тот же день.
Не может подать апелляцию абитуриент, нарушивший правила поведения на ЕГЭ, к примеру, пытавшийся списать или неправильно оформивший экзаменационный бланк. Не будут рассматривать и жалобы на сами задания, если, по мнению выпускника, они составлены некорректно.
Доказать что-то на основании черновика, где якобы есть правильное решение, тоже не удастся – комиссия смотрит только на окончательный вариант. Если в последний момент школьник сделал неверный выбор, то это остается на его совести и в его аттестате.
Процедура подачи апелляций ЕГЭ
Для обеспечения права на объективное оценивание участникам ЕГЭ предоставляется право подать в письменной форме апелляцию:
- о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету;
- о несогласии с выставленными баллами.
Не принимаются апелляции:
- по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам
- по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.
Порядок, сроки и место приема апелляций доводятся до сведения участников ЕГЭ, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.
Для рассмотрения апелляций в каждом регионе создаются конфликтные комиссии.
Они обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении государственной (итоговой) аттестации.
Апелляции тех участников, которые сдают ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации, рассматривает федеральная конфликтная комиссия.
При рассмотрении апелляции может присутствовать участник ЕГЭ и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели.
ВНИМАНИЕ!
По результатам рассмотрения апелляции количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
Экзаменационная работа перепроверяется полностью.
Черновики, использованные на экзамене, в качестве материалов апелляции не рассматриваются.
За сам факт подачи апелляции количество баллов не может быть уменьшено.