НОВШЕСТВА ГИА 2012 ГОДАБиология
При создании
проектов документов, определяющих разработку контрольных измерительных
материалов ГИА для выпускников 9 классов 2012 года по биологии,
предметная группа максимально использовала весь позитивный опыт
эксперимента, накопленный за предыдущие годы. Измерительные материалы
ежегодно пополняются новыми видами аттестационных заданий при сохранении
структуры экзаменационной работы. Такая же практика сохранится и при
проведении итоговой аттестации в 2012 году.
Контрольные
измерительные материалы будут состоять из 32 заданий, и содержать три
части. Первая часть содержит 24 задания базового уровня с выбором одного
верного ответа из четырех. Вторая часть включает 4 задания повышенного
уровня сложности с кратким ответом: 1 – с выбором трех верных ответов из
шести; 1 – на установление соответствия; 1 – на определение
последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 – на
включение в текст пропущенных терминов и понятий.
Некоторые
изменения предлагаются в третьей части работы. В ней сохранено
количество заданий (4 задания с развернутым ответом) и структура и
критерии оценивания заданий С1 (применение биологических знаний в
повседневной жизни) и С4 (работа со статистическими данными,
представленными в табличной форме). В заданиях С2 и С3 (работа с
текстом, требующая извлекать из текста необходимую информацию) -
отсутствует сравнительная таблица. Это позволило расширить тематику и
актуальность текстов к заданиям и сделать их предметно проблемными.
География
Содержание
экзаменационной работы ГИА для выпускников 9 классов 2012 года по
географии определяется требованиями к уровню подготовки выпускников,
зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов
основного общего образования. Изменения, которые предполагается внести в
экзаменационную работу, не являются значительными.
1. По
сравнению с 2011 г. в экзаменационной работе 2012 года общее количество
заданий будет увеличено с 30 до 31 задания. При этом максимальный
первичный балл не изменится, так как задание № 24 (с развернутым
ответом) будет оцениваться в 1 балл. Соотношение числа заданий с выбором
ответа, с кратким и развернутым ответом изменится: 19, 9 и 3
соответственно.
2. В экзаменационную работу 2012 года не включено
задание, в котором предлагается определить географический объект,
названный в честь того или иного исследователя или путешественника;
добавятся два новых задания. В одном из них, задании № 28, требуется
проанализировать данные климатограммы и определить на карте
климатических поясов положение пункта, климат которого соответствует
представленной климатограмме. В другом задании – задании № 17,
предлагается, применив умение чтения, определить на физической карте
высоты географических объектов (городов).
Информатика и ИКТ
Структура
и содержание экзаменационной работы ГИА для выпускников 9 классов 2012
года по информатике и ИКТ преемственна по отношению к КИМ 2011 года.
Вместе с тем с целью совершенствования КИМ запланированы следующие
изменения.
1. Новыми являются задачи 3 (1 часть КИМ), 7, 9, 10, 11 (2 часть).
2.
По итогам проведения ГИА 2011 г. поступали многочисленные со-общения о
том, что ученикам не хватает времени для решения всех задач. В связи с
этим сокращено количество заданий с 23-х до 20-ти, в том числе,
количество заданий 3 части уменьшено с 3 до 2.
Возможны и иные решения:
- сохранить структуру КИМ 2011 г. и добавить 30 минут;
- добавить время (до 30 мин.) и включить в КИМ ГИА дополнитель-ные задания.
Окончательное решение будет принято с учетом Ваших замечаний.
История
Основной
целью планируемых в 2012 г. изменений в КИМ является повышение
эффективности проверки умений, освоение которых предусмотрено
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования по истории. Это создаст условия для активизации работы над
формированием этих умений в процессе обучения истории, сделает саму
экзаменационную работу и подготовку к ней значительно интереснее и,
главное, приведёт экзамен в полное соответствие с требованиями
образовательного стандарта.
В 2012 г. планируется изменение
структуры работы, совершенствование существующих заданий и включение
новых заданий. Основные изменения, представленные в проекте документов
2012 г., состоят в следующем.
В часть 1 экзаменационной работы
включены задания на работу с исторической картой, схемой и с
иллюстративным материалом. На отдельных позициях каждого варианта КИМ
выделены задания на проверку знания истории Великой Отечественной войны
(А14, А15), выдающихся деятелей отечественной истории (А9, А19),
основных фактов истории культуры России (А10, А20). Практика показывает,
что эти задания имеют значительную специфику с точки зрения содержания,
что отражается на результатах их выполнения. Такое упорядочивание
структуры первой части КИМ способствует выравниванию вариантов КИМ по
уровню трудности.
В целях устранения неэффективной проверки одних и
тех же умений на материале разных исторических периодов в 2012 г.
исключены повторяющиеся в части 2 работы задания на группировку фактов,
понятий (В5), поиск информации в источнике (В6), систематизацию фактов,
понятий (В7 по нумерации 2011 г.). В части 2 появятся новые задания: на
работу со статистической информацией, сравнение исторических событий и
явлений и работу с информацией, представленной в виде схемы. В часть 2
также включены два задания на знание понятий, терминов (задания этого
типа будут исключены из части 1).
Часть 3 работы планируется
увеличить с 4 до 5 заданий. Из части 3 исключены два задания на
обобщенную характеристику, систематизацию фактов, понятий (С3, С4 по
нумерации 2011 г.). Изменено задание С2 на анализ исторического
источника: в работе 2012 г. это задание нацелено на проверку умения
анализировать структуру текста. Кроме того, добавлены следующие задания:
задание-задача на анализ исторической ситуации (проверка умения
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, С3 по
нумерации 2012 г.), задание на сравнение исторических событий, явлений
(С4) и задание на составление плана ответа по какой-либо теме (С5).
Литература
Экзаменационная работа по литературе 2012 года состоит из двух частей.
Первая
часть включает два альтернативных вариантов (экзаменуемый выбирает один
из них). Первый вариант предполагает анализ фрагмента эпического (или
драматического, или лироэпического) произведения, второй – анализ
лирического стихотворения (или басни).
Текстовый фрагмент (или
стихотворение, или басня) сопровождается системой заданий (по 4 задания
для каждого варианта), направленных на анализ проблематики
художественного произведения и основных средств раскрытия авторской
идеи. Каждое из первых трёх заданий (1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3) относится
к базовому уровню сложности, предполагает письменный ответ в примерном
объёме 3-5 предложений и оценивается максимально 2 баллами. Четвертое
задание повышенного уровня сложности (1.1.4 или 1.2.4) предполагает не
только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с
другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в
экзаменационной работе. Примерный объём ответа – 5-8 предложений.
Максимальный балл за выполнение данного задания – 5 баллов.
Вторая
часть экзаменационной работы содержит четыре альтернативных задания,
требующих написания сочинения объемом не менее 200 слов. Первый вопрос
(2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого
варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чьё
стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4
формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были
включены в варианты части 1. Сочинение оценивается по 5 критериям
максимально 12 баллами.
Таким образом, всего в работе 13 заданий,
от экзаменуемого требуется выполнить 5 из них: 4 из первой части и 1 из
второй части. Максимальный суммарный первичный балл за выполнение всех
заданий экзаменационной работы составляет 23 балла.
В
экзаменационную модель 2012 г. по итогам экзамена 2011 г. внесены
изменения, направленные на учет возрастных особенностей учащихся, на
преодоление неоправданных расхождений экзаменационной модели ЕГЭ и ГИА
для выпускников IX классов, на повышение объективности оценивания
экзаменационной работы.
1. Уточнены формулировки сопоставительных
заданий (акцент сделан на задачу самостоятельного выявления
экзаменуемыми оснований для сопоставления).
2. Сокращено с 5-ти до
4-х число альтернативных заданий во второй части КИМ и расширен диапазон
их формулировок за счет включения не только проблемных вопросов, но и
традиционных для основной школы констатирующих тем.
3. Уточнены
инструкции перед экзаменационной работой и перед каждым заданием
(сделаны необходимые акценты, связанные с критериями оценивания
выполнения заданий).
4. Усовершенствована система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом:
•
В критериях всех типов заданий заменено название критерия «Глубина и
самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе» на
название «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов».
• Изменения в оценивании заданий базового уровня сложности 1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3:
-сокращено
с 3-х до 2-х максимальное количество баллов по критерию «Глубина
приводимых суждений и убедительность аргументов»; принципиально
переработаны формулировки, описывающие требования к выставлению того или
иного балла (в критериях 2011 года границы между 2 и 3 баллами были
размыты и допускали субъективность);
- снят критерий «Следование нормам речи», поскольку объем ответа не всегда позволяет оценить его по указанному критерию.
• Изменения в оценивании сопоставительных заданий повышенного уровня сложности 1.1.4 и 1.2.4:
- на первое место вынесен критерий «Умение сопоставлять художественные произведения», уточнены формулировки каждой позиции;
- сокращено с 3-х до 2-х максимальное количество баллов по критерию «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»;
- принципиально переработаны формулировки, описывающие требования к выставлению того или иного балла.
•
Изменения в оценивании заданий высокого уровня сложности 2.1–2.4:
уточнены формулировки, описывающие требования к выставлению того или
иного балла по каждому из пяти критериев.
5. Уточнена шкала перевода
первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по
пятибалльной шкале, поскольку предлагаемые изменения приведут к
изменению максимального балла за всю экзаменационную работу: он
сократится с 30 баллов до 23 баллов.
Математика
Ключевое
отличие экзаменационной работы 2012 г. от модели предыдущих лет
заключается в том, что в ней полностью реализовано требование
действующей нормативной базы в части проведения экзамена по математике. В
соответствии с ним в работе представлены все основные разделы курса
математики основной школы, определенные Федеральным компонентом
государственного стандарта основного общего образования, – арифметика,
алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика.
Это
изменение не могло не потребовать пересмотра некоторых подходов к отбору
содержания экзаменационной работы и к ее структуре. При этом были
сохранены основные особенности экзамена по алгебре в новой форме,
неплохо зарекомендовавшие себя в практике проведения государственной
итоговой аттестации девятиклассников.
Как и прежде, содержание и
структура экзаменационной работы предложенной новой модели
предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической
компетентности (часть 1) и математической подготовки повышенного уровня,
достаточной для активного использования полученных знаний при изучении
математики и смежных предметов в старших классах на профильном уровне
(часть 2).
Объектами контроля в заданиях первой части работы
являются: знание и понимание ключевых элементов содержания
(математических понятий, их свойств, математической символики и средств
наглядности и пр.), владение основными алгоритмами, умение решать
несложные математические проблемы, не сводящиеся к прямому применению
алгоритма, умение применять математические знания в несложных
практических ситуациях.
Часть 1 содержит 18 заданий, из них 12
заданий по арифметике и алгебре, 4 задания по геометрии, 2 задания по
теории вероятностей и статистике. Как и в предыдущие годы в этой части
представлены задания трех форм: с выбором одного ответа из четырех
предложенных вариантов (3 задания), с кратким ответом (14 заданий) и на
установление соответствия между объектами двух множеств (1 задание),
предпочтение отдается заданиям с кратким ответом. В отличие от прошлых
лет задания не группируются по тематическим блокам, а располагаются
произвольно, в основном, от более простых к более трудным.
Объектами
контроля в заданиях второй части являются: умение интегрировать знания
из различных тем курса при решении задач комбинированного характера,
владение некоторыми специальными приемами решения задач, умение строить и
исследовать простейшие математические модели, использовать
разнообразные способы рассуждений при исследовании математических
ситуаций, умение математически грамотно и ясно записывать решение,
приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
Часть 2
содержит 5 заданий, из них 2 задания по геометрии: одно повышенного
уровня, одно - высокого, 3 задания по алгебре: два повышенного уровня,
одно - высокого.
В экзаменационной работе модели 2012 г. усилена
практико-ориентированная составляющая итоговой проверки: в первую часть
включены задания, выполнение которых свидетельствует о наличии у
девятиклассников общематематических навыков, необходимых человеку в
современном обществе. Они проверяют наличие логических умений,
вычислительных навыков, умение анализировать информацию, представленную
на диаграммах, графиках, в таблицах, использовать простейшие
вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших
геометрических конструкциях.
Основная идея ГИА в новой форме
связана с совершенствованием контроля и управления качеством школьного
образования. Это диктует создание открытой, независимой и объективной
процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой
могли бы стать основой для их зачисления в профильные классы старшей
ступени общего образования, а также в учреждения системы начального и
среднего профессионального образования, и выстраивания оптимальных
траекторий обучения в старшей школе. Система оценивания по математике
строится исходя из следующей схемы: на федеральном уровне
устанавливается рекомендуемое минимальное пороговое значение общего
балла за выполнение экзаменационной работы, дающее выпускнику право на
получение отметки по пятибалльной шкале по предметам образовательной
области математика (в соответствии с учебным планом учебного заведения),
которая выставляется образовательным учреждением на основании его
текущих и итоговых отметок. Таким образом, балл, полученный выпускником в
ходе ГИА, является объективным и независимым от школьной отметки
объективным показателем уровня его подготовки, в то время, как уровень
школьной отметки может отличаться в различных образовательных
учреждениях.
В 2012 г. минимальное пороговое значение
рекомендуется установить на уровне 7-8 баллов. При этом, получение
выпускником от 8 до 15 баллов свидетельствует о наличие у него
удовлетворительных знаний по предмету, от 16 до 19 баллов - хороших, от
20 до 34 – отличных.
Обществознание
Структура и содержание экзаменационной работы 2012 года остались неизменными по сравнению с экзаменационной работой 2011 года.
Разработчикам КИМ ГИА интересно будет Ваше мнение по следующим вопросам:
1. возможные изменения структуры работы;
2. направления совершенствования КИМ;
3. сотрудничество с ФИПИ (разработка заданий для экзаменационной работы 2012 года)
Русский язык
В
настоящее время по результатам проведения экзамена за курс основной
школы нельзя в полной мере судить о подготовке по русскому языку всех
выпускников школ страны, но эти результаты дают возможность выявить
тенденции и составить общее представление об уровне достижения учебных
целей обучения родному языку – о сформированности у выпускников
лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.
Концептуальные
подходы к формированию контрольных измерительных материалов
определялись в соответствии с государственными образовательными
стандартами по русскому языку с учётом достижений современной
лингводидактики, психологии и лингвистики. Одним из стратегических
направлений разработки новой версии экзамена была соотнесённость
содержания экзамена, общих подходов к оценке предметных компетенций с
подходами, реализованными в едином государственном экзамене.
Изменения
в контрольных измерительных материалах для проведения в 2012 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного
общего образования 2012 года по сравнению с 2011 годом даны ниже.
Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 и количество заданий с кратким ответом с 14 до 9.
Изменено с 4 до 3 количество микротем исходного текста для написания сжатого изложения (С1).
Изменен объем изложения и сочинения.
Изменено задание С2.1.
Изменены системы оценивания заданий С1 и С2.1 и С2.2.
Физика
В
2012 году общая структура контрольных измерительных материалов
сохраняется. При этом увеличивается доля заданий, предполагающих
обработку и представление информации в различном виде (с помощью
графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), и качественных вопросов по
физике на проверку знания физических величин, понимания явлений, смысла
физических законов.
Предлагаем к обсуждению следующие темы:
1. проблемы организации экзамена в связи с использованием экспериментальных заданий (заданий 22);
2.
результаты ГИА по физике в 2011 году и, в частности, проблемы
выполнения и оценивания качественных задач с развернутым ответом
(задание 23);
3. анализ КИМ прошлых лет с точки зрения достижения
основных целей экзамена (оценивания уровня подготовки выпускников и
отбора в профильные классы);
4. проекты документов 2012 года
(кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню
подготовки по физике выпускников основной школы, спецификация КИМ,
демонстрационный вариант КИМ).
Химия
В
2011 году в варианты ГИА-9 были внесены изменения, которые заключались в
перегруппировке ряда элементов содержания, переносе проверки
первоначальных сведений об органических веществах в часть 2 и включении
нового задания с развернутым ответом в часть 3. Данные изменения привели
к уменьшению общего числа заданий в экзаменационных вариантах и
увеличению в них роли заданий повышенного и высокого уровня сложности.
Внесение
существенных изменений в содержание КИМ ГИА 2012 года не планируется.
Основное внимание в 2012 году планируется уделить дальнейшему улучшению
качества формулировок заданий и их уровневой дифференциации.
Вместе
с тем коллектив авторов разработчиков КИМ ГИА по химии продолжает
рассматривать варианты включения в экзаменационные варианты заданий,
направленных на проверку общеучебных умений (универсальных приемов
учебной деятельности), а также заданий, проверяющих умение применять в
повседневной жизни знания, приобретенные на уроках химии.