ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1. Оксюморон – прием,
когда одно понятие определяется через свою невозможность. В результате
оба понятия отчасти теряют смысл, и образуется новое значение.
Особенность оксюморона в том, что он всегда провоцирует
смыслопорождение: читатель, столкнувшись с вопиюще невозможной фразой,
начнет «достраивать» смыслы. Писатели и поэты часто пользуются этим
приемом, позволяющим сказать о чем-то кратко и емко. В ряде случаев
оксюморон бросается в глаза («Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег»
Ю. Бондарева), в других он может быть менее заметен, обнаруживает себя
при более вдумчивом прочтении («Мертвые души» Н. В. Гоголя – ведь у души
нет смерти, «мертвая зелень ветвей» у пушкинского анчара – ведь
зеленая листва у дерева знак жизни, а не смерти).
2. Катахреза –
нарочито алогичное высказывание, имеющее выразительный смысл. «Да она
же рыба! И руки-то у нее какие-то белые, рыбьи». Ясно, что у рыбы рук
быть не может, метафора построена на катахрезе.
3. Антитеза –
резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически.
Классическим примером антитезы является пушкинская характеристика
отношений Ленского и Онегина:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Обратим внимание, что у Пушкина подчеркнутая антитеза отчасти снимается следующей строкой, что делает ситуацию неоднозначной.
Источник информации
Во-вторых, проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их:
- тропы отметьте буквой "Т",
- лексические средства - "Л",
- синтаксические средства - "С".
Вот что у нас получилось (список терминов из проекта демоверсии 2013 года):
1. анафора - С
2. метафора - Т
3. гипербола - Т
4. профессиональная лексика - Л
5. парцелляция - С
6. лексический повтор - С
7. противопоставление - С
8. эпитеты - Т
9. контекстные синонимы - Л
Таким образом область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.
В задании сказано, что первые 3 средства - тропы.
В списке их 3: метафора, гипербола, эпитеты.
Нам осталось только расположить их в нужном порядке.
Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках примеры.
Сопоставляем определения с примерами.
Расставляем цифры в нужном порядке: 2,8,3.
Осталось определить
последнее языковое средство. К какой группе оно относится, не указано.
Поэтому исключаем из списка только тропы, т.к. повтора цифр не должно
быть.
У нас осталось 6
понятий. Снова перечитываем примеры. Ситуация проясняется, когда мы
обращаемся к указанным предложениям. Речь идёт о языковом средстве под №
6.
Задание выполнено!
Давайте обобщим.
1. Прочитать рецензию.
2. Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства.
3. Прочитать список терминов.
4. Сгруппировать понятия.
5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
6. Расположить цифры в нужном порядке.
Не сомневаюсь, что эти нехитрые советы помогут выпускникам успешно выполнить задание В8 )
А теперь можно и потренироваться! 18 вариантов задания В8 в режиме онлайн
Более 50 вариантов задания В8 |